Главная » ВУЗ

Сведения об образовательной организации

.

История ВУЗа

В начале 60-х годов остро назрела проблема повышения уровня образования кадров учреждений культуры и искусств. В этот период в 1961 году в Смоленске открывается культурно-просветительная школа с семидесятью пятью учащимися клубного отделения, хоровой и театральной специализации. Главной задачей школы была подготовка руководителей сельских учреждений культуры и художественной самодеятельности.

В 1961 году культурно просветительная школа получает новый статус – культурно-просветительное училище, в нём создаётся библиотечное отделение, а в 1964 году – хореографическое. Первым директором Смоленского областного культурно-просветительного училища стал А.Г. Буевич.

В газете «Рабочий путь» от 30 сентября 1961 года (№232) была опубликована статья «Ещё одно учебное заведение», которая проинформировала жителей области об открытии нового училища в Смоленске.

Коллектив Смоленской реставрационной научно-производственной мастерской заканчивает восстановление старинного двухэтажного дома на углу улиц Большой Советской и им. Соболева. В красивом здании разместится новое учебное заведение: культурно-просветительное училище. С 1 октября оно начинает свой первый учебный год.

Корреспондент «Рабочего пути» побывал в училище и попросил его директора А.Г. Буевича ответить на несколько вопросов.

- Сколько человек зачислено в училище и кого оно будет готовить?

- Принято на 1 курс 75 человек, в основном культработников, не имеющих специальной подготовки.
Это вся сельская молодежь из районов нашей области. Среди принятых – Надежда Стариченкова, зав. Басмановским сельским клубом Ельнинского района, Нина Петрова, зав. Савостьяновским клубом совхоза «Ильинский» Темкинского района, Нелли Морозова, работница Велижского районного Дома культуры, Валентин Козлов, заведовавший сельским клубом в Холм-Жирковском районе и др. В зависимости от образования – 7 и 10 классов – определен срок учебы – 4 и 2,5 года.

null

Готовить будем клубных работников средней квалификации, которые к тому же получат узкую специальность руководителя хора или драматического коллектива. С этой целью открываем 2 соответствующих отделения. Весь первый выпуск останется работать в сельских культурно-просветительных учреждениях Смоленщины.

— Все ли готово к занятиям?

— Восстановительные работы еще продолжаются на первом этаже, и в них, кстати сказать, участвуют весь сентябрь все первокурсники. Поэтому первое время не все одиннадцать комнат классных и индивидуальной учебы сумели использовать по назначению, часть займем под общежитие. По окончании строительства общежитие расположится на первом этаже. Для занятий по специальным предметам располагаем восемью пианино и девятью баянами.

— Кто будет преподавать в новом учебном заведении?

null

— Педагогический состав в основном укомплектован. Из разных городов Советского Союза приглашены квалифицированные преподаватели по специальным дисциплинам. В 60-е –70-е годы педагогическим коллективом ведётся активная работа по поиску и внедрению в учебный процесс передового опыта, расширяется профиль культработника-выпускника за счёт углубления содержания образования по предметам художественной специализации. Скромный культпросветработник выполняет задачу огромной государственной важности: он несёт свет культуры, знаний в самые отдалённые уголки нашей страны, поистине творчески относится к своей миссии просветительства. Книга, просветительская миссия стали судьбой наших выпускников.

У истоков культурно-просветительного училища стояли преподаватели: Андреев Л.С., Братышкин В.К., Братышкина Т.В., Гаврилова В.Н., Горбачёв В.Р., Гудков В.Г., Журов В.С., Ильина И.П., Кисель Е.К., Крикина Н.И., Ларченков В.А., Лебедева Л.И., Лебедев В.В., Михеенков В.И., Михайлов К.М., Михайленков М.И., Пискунов В.И., Прохоренков Г.Д., Прохоренкова В.П., Пивоварова К.И., Потапов А.В., Ржевский Н.В., Самулыжкин К.М., Трощенко Б.М., Ячевская Н.А., Ярошевич С.З., Ярошевич Л.С. Трудными фронтовыми дорогами прошли педагоги училища; их подвиги, их жизнь – нравственный пример служения Родине. Это Братышкин В.К., Блохин В.В., Юдин В.К., Ячевская Н.А.

В 1965 году директором училища стал Леонид Петрович Попов. В это время в коллективе трудились замечательные педагоги: Афонасов В.М., Викторова О.В., Гусарова Л.В., Игнатенков Н.И., Лапицкая Э.А., Леонов Н.В., Лошаньков Н.Ф., Мантенек Г.В., Нилов Ю.В., Оспищев В.П., Плотников В.В., Пунтус А.И., Ступецкий В.Т., Тарасова Н.П., Карпова З.А., Сынкина Л.Ф., и трудятся до сих пор: Бурдина О.Г., Дорогонько З.В., Зайцев В.Н., Королёва Е.М., Мастеров В.Б.,

Путенков В.И., Рачеев В.П., Романова Г.А., Свид О.Д., Свид Л.Я., Козлова Т.Б.

В 1998 году директором культурно-просветительного училища стал Евгений Александрович Сергеев. Именно он укрепил материально-техническую базу училища, приподнял его имидж в городе и области.

null

В середине 80-х годов страна вступила в полосу социально-экономических преобразований, с самого начала её архитекторы и вдохновители объявили курс на гуманизацию и демократизацию общества. Создаются предпосылки обновления культурно-просветительного процесса, определяются новые подходы к постановке профессионального образования.

С учётом новых задач, которые призвана была решать культурологическая школа, в 1990 году культурно-просветительное училище переименовано в училище культуры. В этот период особо остро встали вопросы обеспечения непрерывности и преемственности обучения путём перехода учебных заведений на многоуровневую подготовку кадров. В 1991 году в структуре Московского государственного института культуры на ассоциативной основе путём реорганизации училища культуры создаётся Смоленское высшее профессиональное училище-колледж культуры и искусств, обеспечивающее повышенный уровень подготовки специалистов среднего звена.

Это первое в системе Министерства культуры России учебное заведение такого типа, приоритетными направлениями деятельности которого стали ступенчатая подготовка квалифицированных кадров разного уровня, координация и взаимная увязка учебных планов и программ, ускоренное обучение специалистов на последующих ступенях, выявление наиболее способной молодёжи для продолжения образования на старших курсах вуза.

Колледж приступил к реализации принципиально новой модели специалиста для социокультурной сферы: педагога досуга, преподавателя народного музыкального творчества, руководителя народного фольклорного коллектива, менеджера информационных систем, менеджера-экономиста социокультурной сферы, постановщика шоу-программ. Здесь открывается художественное отделение со специальностями: «Дизайн», «Живопись», «Декоративно-прикладное искусство и народные художественные промыслы»; осуществляется набор студентов на новые специальности искусств «Хоровое дирижирование», «Хореографическое искусство», «Музыкальное искусство эстрады».

К педагогической деятельности в колледж привлечены лучшие кадры смоленских вузов. В нём читают лекции, спецкурсы, проводят семинарские занятия профессора, доценты, преподаватели, имеющие почётные звания и являющиеся членами творческих Союзов России.

В 1996 году по области в отрасли культуры действовало 715 досуговых учреждений, 630 библиотек, 29 музеев, 10 парков, 476 киноустановок, 3 театра, филармония, 85 коллективов, имеющих звание «народный», русский оркестр народных инструментов и камерный оркестр.

Всё это требовало высококвалифицированных специалистов, способных сохранить историческое наследие региона, обеспечить дальнейшее развитие искусства, промыслов и ремёсел, самобытных художественных традиций Смоленщины. В связи с этим руководством колледжа культуры и искусств было внесено предложение об открытии Смоленского государственного института искусств для подготовки специалистов на 2-х факультетах по следующим специальностям:

Художественно-педагогический факультет:

  • Инструментальное исполнительство
  • Дирижирование
  • Педагогика хореографии

Факультет культуроведения:

  • Социально-культурная деятельность
  • Библиотековедение и библиография

Для отработки практических навыков преподавателя, артиста, руководителя творческого коллектива созданные и действующие соответствующие структурные подразделения – детская школа искусств, театр народной песни и танца, ансамбль классического танца, эстрадный оркестр, Дом культуры – предлагалось сохранить в структуре вуза. Кроме того, было предложено оставить в составе института искусств среднее профессиональное звено подготовки кадров – колледж искусств, который должен продолжать обучение по следующим специальностям:

  1. Декоративно-прикладное искусство и народные художественные промыслы.
  2. Дизайн.
  3. Живопись.
  4. Хореографическое искусство.
  5. Музыкальное искусство эстрады.
  6. Хоровое дирижирование.

Причём обучение в колледже по специальностям 4,5,6 должно осуществляться в системе непрерывного образования в интегрированной структуре учебных заведений «колледж — институт», т.е. успешно закончившие колледж искусств, будут получать высшее образование в институте в сокращённые сроки обучения.

Разработанная концепция создания и развития высшего профессионального учебного заведения была рассмотрена на коллегии комитета по культуре Администрации Смоленской области. По согласованию с Государственным комитетом РФ по высшему образованию и Министерством культуры РФ с 1 сентября 1996 года начал функционировать Смоленский государственный институт искусств. Первым ректором института искусств стал Евгений Александрович Сергеев, кандидат педагогических наук (в дальнейшем доктор педагогических наук, профессор), который теоретически обосновал и внедрил в практику многоуровневую систему профессионального образования: школа – колледж – вуз.

В 2001 году в институте состоялся первый выпуск специалистов дневной формы обучения, в 2002 году – выпуск специалистов заочной формы обучения. В 2002 году началась подготовка студентов по специальности «Режиссура театрализованных представлений и праздников»; в 2004 году – по специальности «Актёрское искусство», а в 2005 году – «Музейное дело и охрана памятников» В 2006 году, открылась аспирантура по научной специальности 13.00.05 – «Теория, методика и организация социально-культурной деятельности».

В 2007 году коллектив преподавателей, студентов и сотрудников института избрал ректором Смоленского государственного института искусств Елену Владимировну Горбылёву, кандидата педагогических наук, доцента, ныне профессора. Формируя новые и продолжая старые традиции, Елена Владимировна оптимизирует учебные, научно-исследовательские и административно-хозяйственные структуры института, корректирует меры по повышению качества предоставляемых образовательных услуг, создаёт условия для перехода на новую многоуровневую подготовку бакалавров и магистров.

50-летний юбилей образовательного учреждения – это повод ещё раз глубоко проанализировать то, что нам удалось, и чего мы должны достичь, как добиться того, чтобы наши выпускники были жизнеспособными специалистами. И мы делаем это вместе с нашими студентами – любознательными, творчески настроенными, культурными и нравственными людьми, которым предстоит определять культуру, духовность России в новых исторических условиях. Для нас важно, чтобы дело, которому служили все поколения наших преподавателей и студентов, восторжествовало в новых условиях, в которых живёт сегодня Россия.

null

Хочется поздравить и поблагодарить нашего учредителя Администрацию Смоленской области, Департамент Смоленской области по культуре, всех тех, кто оказывает поддержку и всяческое содействие институту.

Вперёд в будущее…

Последние новости

АРХИВ НОВОСТЕЙ