Версия для слабовидящих:                           Образовательный портал

Главная » Обучающимся » Кафедры » Кафедра социально-культурной деятельности, режиссуры театрализованных представлений и актерского искусства » Социально-культурная деятельность: методология, теория, практика

Социально-культурная деятельность: методология, теория, практика

Здесь собранны воедино результаты многолетних научных исследований  профессорско-преподавательского состава кафедры, аспирантов и студентов факультета. А также рекомендации по написанию курсовых, дипломных и диссертационных работ, научных статей и методических пособий.

Цель данной лаборатории:

теоретическая и практическая помощь студентам, аспирантам и преподавателям в выполнении учебных и научных исследований.

 

Лаборатория в своей структуре имеет несколько разделов:

- от реферата до диплома - страничка-подсказка для тех, кто учится;
- социально-культурная деятельность: теория и практика, где раскрыты некоторые аспекты современных проблем и процессов, происходящих в данной сфере;
- народная культура и художественное образование, где описаны пути и перспективы развития этих двух направлений.

Надеемся, наши разработки помогут Вам в научных изысканиях...

 

Социально-культурная деятельность: теория и практика

Перемены, происходящие в социальной сфере и экономике современной России, коренным образом изменили весь комплекс проблем, связанных с благосостоянием людей. Особую актуальность приобрела проблема бедности населения.

Речь идет не о возникновении бедности, а чрезмерном обострении этой проблемы - особенно в первой половине 1990-х гг.   (.pdf)>>> 

Анализ специфики потребления культурных услуг в данных условиях помогает не только глубже понять имеющуюся социальную дифференциацию, но и сделать прогноз относительно наиболее вероятных тенденций уменьшения или, наоборот, усиления различий между богатыми и бедными.   (.pdf)>>>

Содержание организации досуга – комплекс специально отработанных и синтезированных видов культурной деятельности, главные составляющие которые:

  • расширяются, углубляются, обновляются и приводятся в систему знания о природе, обществе, мышлении, способах деятельности, способствующих утверждению научного мировоззрения, гражданской, нравственной и эстетической позиции;
  • формируются интеллектуальные и практические навыки и умения в сфере социального, научно-технического и художественного творчества, развиваются творческие потенциалы личности.   (.pdf)>>>

В 90-х гг. прошлого века Россия столкнулась с проблемой безработицы, что связано, прежде всего, с реформированием всех сфер жизнедеятельности, что повлекло многочисленное сокращение штатов сотрудников. Противоречивая социально-культурная ситуация современной России порождает стремление лиц, оставшихся без работы, к иждивенческой жизненной позиции. Человек, по различным причинам потерявший работу, не в силах удовлетворить требования работодателя, представить себя как конкурентоспособного специалиста в конкретной сфере.   (.pdf)>>>

Вопрос, связанный с преобразованием сферы досуга в нашей стране, был поставлен на повестку дня правящей элитой еще в конце 80-х годов прошлого столетия. В эти годы специалисты в сфере культуры досуга справедливо считали, что главные препятствия ее развития - недостаток материальных ресурсов и неразвитость потребностей населения. Приоритетными направлениями признавались:
1) переоснащение, укрепление материальной базы, строительство и реконструкция учреждений культурно-досугового обслуживания;
2) существенное улучшение эстетического и физического воспитания подрастающего поколения;
3) повышение оплаты труда работников культуры детских дошкольных учреждений, учителей музыки, живописи (которая была существенно ниже, чем в других отраслях);
4) демократизации управления досугом.   (.pdf)>>>

Постоянно меняющиеся современные условия жизнедеятельности общества предъявляют высокие требования к личности. Ее активность играет значительную роль в том, какое место занимает человек. Жизненная активность личности формируется совокупностью всех социальных влияний на человека. Иными словами, одновременно выступая и субъектом, и результатом общественных отношений, личность формируется через активные общественные действия, сознательно преобразуя и окружающую среду, и саму себя в процессе целенаправленной деятельности. Главная цель активности человека – самореализация, самовыражение и самораскрытие.    (.pdf)>>>

Самовыражение и раскрытие потенциала часто зависит от социокультурной мобильности.

Готовность к проявлению социокультурной мобильности позволяет молодым людям активно включаться в динамику социальных отношений и адаптироваться к ним на социокультурной основе; осваивать новые культурные ценности и формы социокультурных отношений, сохраняя приверженность к общечеловеческим ценностям; овладевать социокультурным механизмом смены ролей и перехода от роли к роли в момент необходимости и целесообразности.   (.pdf)>>>

Основываясь на положениях компетентностного подхода, мы считаем, что общественные организации обладают педагогическим потенциалом, который направлен на формирование у молодых людей готовности к проявлению социокультурной мобильности.   (.pdf)>>>

Следует отметить, что развитие социокультурной мобильности является одним из результатов социокультурного становления личности, которое реализуется в социокультурном пространстве нашего общества.

Значительным потенциалом в развитии социокультурной мобильности личности обладают общественные организации, деятельность которых позволяет включать участников данных организаций в систему общественных отношений и формировать не только активную жизненную позицию, но и социальную ответственность за те процессы, которые происходят в различных сферах жизни.   (.pdf)>>>

Развитие мобильности как качества у молодежи основано во многом на уровне креативности, то есть на желании и умении творить.

Сегодня в России, как и в мировом сообществе в целом, происходит осознание того, что в XXI веке положение личности, ее творческий потенциал, материальное и моральное благополучие во многом зависят от развития качества образования. В свою очередь, творческий потенциал личности как таковой влияет на поступательное движение общества к совершенству.   (.pdf)>>>

Креативная личность, или человек творящий - одна из наиболее сложных проблем философского, психологического и педагогического изучения.Начиная с античных времен творческий процесс и творческая личность привлекали внимание философов (Платон, Аристотель, И.Кант, Ф. Шеллинг и др.)

Родоначальниками изучения креативности, проблем ее формирования и развития являются западные ученые. Именно с именами зарубежных исследователей (Ф. Барон, Д.. Гилфорд, Е.П. Торренс, С. Медник, К. Роджерс, Дж. Рензулли, Р. Стернберг, Ж. Тейлор и ряд других) связано большинство широко известных работ, посвященных проблеме изучения креативности. Феномен креативности ими рассматривался в личностном контексте, с точки зрения процесса и продукта творчества, в ее связи с интеллектом, рассматривались вопросы диагностики креативности.   (.pdf)>>>

«Современный досуг в целенаправленном формировании гражданской инициативы и социальной ответственности новых поколений россиян»

 

Народная культура и художественное образование

В конце ХХ века в мире произошли эпохальные события, изменившие сферу культуры и искусства России. Человечество теперь живет в «мировом обществе», в котором ни одна страна или группа стран не может вполне отгородиться друг от друга.

Благодаря новым информационным технологиям российский человек глобального общества получил возможность познакомится с целой совокупностью артефактов, которые были недоступны в индустриальное и постиндустриальное время в силу отсутствия у значительной их части возможности совершать экскурсионные поездки в различные страны, путешествовать по миру, пользоваться услугами, предоставляемыми знаменитыми хранилищами культурных ценностей, где сосредоточена значительная часть мирового культурного наследия.   (.pdf)>>>

В российской культуре веками формировалась своя система обычаев, распространяющаяся на все стороны повседневных отношений, в которой характер и основные черты обычаев соответствуют образу жизни российского общества и его социально-сословной структуре. Перемены в образе жизни населения России, в его системе обычаев и норм – главный показатель итогов процесса глобализации.   (.pdf)>>>

Таким образом, для народной художественной культуры XX века характерно игнорирование основополагающих принципов развития народного творчества, его демократической природы, навязывание не свойственных ему политических и идеологических функций, что влекло за собой серьезные проблемы в его развитии, падение его престижа, забвение многих жанров и размывание вековых пластов художественных традиций.   (.pdf)>>>

Система ценностей и смыслов духовной жизни России образует наследственный генотип человечества в целом и каждой цивилизации в частности. Она подвержена цикличной динамике. Периодически в ней наблюдаются фазы кризисов и переворотов, особенно при смене мировых цивилизаций.

За многовековую историю России у её представителей были сформированы основополагающие социальные ценности – трудолюбие, непритязательность к условиям жизни, простота и искренность в общении, любовь к земле, природе. В этих – традиционных – ценностях был отселектирован, передан и воспринят исторический социальный опыт, который был отражён в менталитете русского человека. Эти ценности были доминирующими до начала эпохи глобализации.   (.pdf)>>> 

Научно-исследовательская деятельность студентов:

 

Для аспирантов и соискателей

Помощь в написании кандидатской диссертации

Кандидатская диссертация является одной из важнейших работ того, кто решил посвятить себя науки. Работа над диссертаций непростой, но удивительно захватывающий процесс, требующий от аспиранта колоссальных усилий и выдержки. Необычайно важной представляется роль научного руководителя в процессе вашего обучения в аспирантуре и написания диссертации. Только в том случае, если вы со своим научным руководителем смотрите в одну сторону, придерживаетесь позиций одной научной школы, вы сможете добиться результата.

С выбора научного руководителя и начинается этот нелегкий путь. Затем необходимо определиться с темой диссертационной работы, которая утверждается на Ученом совете института, и составить индивидуальный план, который помимо работы непосредственно над диссертацией включает сдачу кандидатских экзаменов и подготовку научных публикаций.

Ваша диссертация должна быть:

  • написана самостоятельно;
  • обладать внутренним единством;
  • содержать новые научные результаты и положения, выдвигаемые для публичной защиты;
  • свидетельствовать о личном вкладе автора в науку.

Структура кандидатской диссертации:

  1. Титульный лист диссертации
  2. Оглавление
  3. Введение
  4. Главы диссертации (параграфы и выводы по главам)
  5. Заключение
  6. Список литературы (ГОСТ 7.1-2003)
  7. Приложения

Предложенные автором решения должны быть аргументированы и оценены по сравнению с другими известными решениями.

Критерии, которым должны отвечать диссертации на соискание ученых степеней отражены в ПОСТАНОВЛЕНИИ от 24 сентября 2013 г. N 842 О ПОРЯДКЕ ПРИСУЖДЕНИЯ УЧЕНЫХ СТЕПЕНЕЙ:

Диссертация на соискание ученой степени кандидата наук должна быть научно-квалификационной работой, в которой содержится решение задачи, имеющей значение для развития соответствующей отрасли знаний, либо изложены новые научно обоснованные технические, технологические или иные решения и разработки, имеющие существенное значение для развития страны.

Диссертация должна быть написана автором самостоятельно, обладать внутренним единством, содержать новые научные результаты и положения, выдвигаемые для публичной защиты, и свидетельствовать о личном вкладе автора диссертации в науку.

В диссертации, имеющей прикладной характер, должны приводиться сведения о практическом использовании полученных автором диссертации научных результатов, а в диссертации, имеющей теоретический характер, - рекомендации по использованию научных выводов.

Предложенные автором диссертации решения должны быть аргументированы и оценены по сравнению с другими известными решениями.

Основные научные результаты диссертации должны быть опубликованы в рецензируемых научных изданиях (далее - рецензируемые издания).

Требования к рецензируемым изданиям и правила формирования в уведомительном порядке их перечня устанавливаются Министерством образования и науки Российской Федерации.

При несоответствии рецензируемого издания указанным требованиям оно исключается Министерством из перечня рецензируемых изданий без права повторного включения.

Перечень рецензируемых изданий размещается на официальном сайте Комиссии в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сеть "Интернет"). http://vak.ed.gov.ru/87.

Количество публикаций, в которых излагаются основные научные результаты диссертации на соискание ученой степени кандидата наук, в рецензируемых изданиях должно быть:

в области искусствоведения и культурологии, социально-экономических, общественных и гуманитарных наук - не менее 3;

в остальных областях - не менее 2.

К публикациям, в которых излагаются основные научные результаты диссертации на соискание ученой степени, приравниваются патенты на изобретения, патенты (свидетельства) на полезную модель, патенты на промышленный образец, патенты на селекционные достижения, свидетельства на программу для электронных вычислительных машин, базу данных, топологию интегральных микросхем, зарегистрированные в установленном порядке.

В диссертации соискатель ученой степени обязан ссылаться на автора и (или) источник заимствования материалов или отдельных результатов.

При использовании в диссертации результатов научных работ, выполненных соискателем ученой степени лично и (или) в соавторстве, соискатель ученой степени обязан отметить в диссертации это обстоятельство.

В ПОСТАНОВЛЕНИИ также указаны требования к представлению и защите диссертаций, рассмотрению диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук, рассмотрению апелляции на решение диссертационного совета, лишению ученых степеней.

После написания диссертационной работы необходимо пройти предзащиту диссертации на кафедре, на которой была выполнена работа и представить работу в Диссертационной совет.

Работа должна быть проверена на антиплагиат.  http://www.antiplagiat.ru/. 

Полезные ссылки:

http://chelpro.ru/napisat-dissertaziju/kandidatskaya-dissertaciya   
http://disshelp.ru/1-8/15-sovetov.html
http://www.zpu-journal.ru/asp/thesis/

Работы, которые могут быть полезны при написании диссертации:

http://anovikov.ru/books/diss.pdf
http://www.macro.ru/council/canddis.pdf

Вы можете ознакомиться с авторефератами и диссертационными работами, которые были защищены аспирантами кафедры социально-культурной деятельности ОГОБУ ВПО «Смоленский государственный институт искусств» по специальности 13.00.05 – теория, методика и организация социально-культурной деятельности в Московском государственном университете культуры:

Фомченковой Юлии Андреевны «СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНЫЕ УСЛОВИЯ ВОСПИТАНИЯ ЖИЗНЕННОЙ ПОЗИЦИИ У БЕЗРАБОТНЫХ: ПРОЕКТНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД».
Научный руководитель: кандидат педагогических наук, доцент Подгузова Елена Евгеньевна.
Ведущая организация: Пермская государственная академия искусств и культуры.
Официальные оппоненты: Блох Олег Аркадьевич, доктор педагогических наук, профессор, Хусеинов Равиль Алиевич, кандидат педагогических наук.
http://nauka.msuc.org/index.php?option=com_content&view=category&layout=blog&id=10&Itemid=35&limitstart=105

Слепченковой Светланы Викторовны «ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ МОБИЛЬНОСТИ УЧАСТНИКОВ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ: ЛИЧНОСТНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД».
Научный руководитель: кандидат педагогических наук, доцент Романова Галина Анатольевна.
Научный консультант: доктор педагогических наук, доцент Глазков Михаил Николаевич.
Ведущая организация: Казанский государственный университет культуры и искусств.
Официальные оппоненты: Подвойский Василий Петрович, доктор педагогических наук, профессор, Загоруйко Дмитрий Евгеньевич, кандидат педагогических наук.
http://nauka.msuc.org/index.php?option=com_content&view=category&layout=blog&id=10&Itemid=35&limitstart=100

Новиковой Надежды Анатольевны на тему: «Социально-культурная самоорганизация учащейся молодежи в процессе волонтерской деятельности: личностно-ориентированный подход».
Научный руководитель: кандидат педагогических наук, доцент Подгузова Елена Евгеньевна.
Ведущая организация: Орловский государственный институт искусств и культуры.
Официальные оппоненты: Шамсутдинова Дильбар Валиевна, доктор педагогических наук, профессор, Лидогостер Александр Борисович, кандидат педагогических наук

Постановление О ПОРЯДКЕ ПРИСУЖДЕНИЯ УЧЕНЫХ СТЕПЕНЕЙ

.

Adobe PDF Образование как социокультурный феномен

Adobe PDF Проблема бедности в рамках депривационного подхода

Adobe PDF Проблемы межличностного и группового общения

Adobe PDF Социально-культурные условия воспитания жизненной позиции у безработных

Adobe PDF Социально-педагогические исследование формирования жизненной активности малообеспеченных слоев населения

Adobe PDF Тенденции формирования досуговых ценностей

Adobe PDF Установки на профессиональное развитие в среде бедных и богатых

Adobe PDF Организационно-педагогические условия формирования готовности молодёжи к проявлению

Adobe PDF Структурно-функциональная модель деятельности общественных организаций по формированию у молодежи готовности к проявлению социокультурной мобильности

Adobe PDF Организационно педагогические условия развития социально-культурной мобильности участников общественных организаций: личностно-деятельностный подход

Adobe PDF Влияние глобализационных процессов на российскую науку

Adobe PDF Основные черты развития художественной культуры России в условиях глобализации

Adobe PDF Развитие художественно-творческой активности студенческой молодёжи факультета культуроведения

Adobe PDF Семиотические основы изучения народной художественной культуры

Microsoft Word Полезные ссылки

Последние новости

АРХИВ НОВОСТЕЙ