Главная » «Истина искусства», или «Из прошлого в настоящее»

«Истина искусства», или «Из прошлого в настоящее»

«Истина искусства»…. о чем это?

Может быть, мероприятие, на которое меня пригласили, пройдет в размеренном ритме философствования, рассуждения на тему искусства? Может быть, это – научная конференция, а тема доклада и есть?...

Хотя о чем я говорю, все намного сложнее и в тоже время проще: в Смоленском государственном институте искусств посвящение в студенты!

Студенты группы 3-05 под руководством мастера курса Валерия Борисовича Мастерова пригласили в самое настоящее путешествие по времени, видам искусства, в путешествие по Институту Искусств не только «посвящаемых» – первый курс,- но и всех зрителей.

Для меня, выпускника института, а ныне преподавателя,  это было еще одним путешествием. Это было перемещение в то время, когда меня самого посвящали в студенты. Театрализованное представление называлось «Огония», и посвящали нас, как говорится, огнем и… копьем индейского племени… (Интереснейший режиссерский ход: яркие флуоресцентные фигурки на черном заднике сцены, подиумы в зал и потрясающая актерская игра Руфата Акчурина).

Любой профессионал скажет, что самое сложное – работать для своих, для таких же профессионалов или людей с (пока еще!) претензиями на искусство (это я о «посвящаемых»)…

Волшебный миг, гаснет свет … в зале … а что же в зале? А тут ожидание, как всегда - чуда, и не просто ожидание, а провокационное ожидание (в хорошем смысле, так как мы помним о зрителях, которые зорко следят за действием). Начинаются тягостные минуты «раскачки» зрителя, все мы знаем и любим великолепную фразу Мейерхольда: «Открывается занавес и зрителю надо…». Но у ребят получается сразу захватить зрителя, завладеть его вниманием, которое артисты не отпустят до конца представления.

И вот мы благодаря видеомонтажу пролетаем по хореографически зарисованным эпизодам времени и возвращаемся с артефактом – амфорой. По ходу действия, по всем законам жанра из нее выходит… Правильно, дорогие друзья! И не какой-нибудь, а самый настоящий джинн искусств (Михаил Федоров)! Он и проводит «экскурсию» по институту вместе со своими помощниками, и здесь тоже имеет место быть очередная «изюминка», режиссерская находка: каждый «акт колдовства» сопровождается волшебно-зажигательной танцевальной зарисовкой участников действия, включая джинна (наверное, засиделся в тесной амфоре).

На сцене блистают, не побоюсь этого слова, наши студенты! Вот вышли хореографы и, как всегда, с восторгом были приняты благожелательным зрителем! Удивили новой вокально-хореографической композицией вокалисты, сорвавшие (другого слова просто не подберешь) аплодисменты! Взорвали зал бешеным ритмом музыканты…

Конечно, не могу не сказать о своих младших коллегах – студентах режиссерского курса…. Стильный массовый номер – этюд со множеством находок… Давно я не видел такой действительно массовой, тонкой и «вкусной» актерской работы!

В финале праздника ребята придумали объединяющий элемент, который стал своеобразной кульминацией представления, момент, когда все первокурсники должны были прикоснуться к «амфоре искусств» …

И вот он финал праздника! На сцену поднимается ректор института Игорь Викторович Хриптулов, который поприветствовал ребят напутственным словом…

А теперь вернемся все же к воспоминаниям… Сидя в зрительном зале, наблюдая за ребятами-первокурсниками, я был сопричастен их радости и волнению. Многое изменилось в институте, изменилось техническое обеспечение сцены, изменились студенты, но, к огромной моей радости, не изменился дух творчества, не изменился профессионализм преподавателей и жажда знаний у студентов. Этот факт не может не радовать, и действительно, как поется в нашем гимне: «Пускай года пройдут – мы навсегда твои родные дети!» Это в очередной раз удалось почувствовать, понять, и, если говорить совсем откровенно, дооценить!

P.S. После представления я общался с третьекурсниками, узнал, как «закалялась сталь», получилось ли то, что задумали они как организаторы и режиссеры…

Состоялась приятная, профессиональная беседа с людьми понимающими, чувствующими и видящими. Остается только сказать огромное спасибо мастеру – Мастерову, и, конечно, поблагодарить третий режиссерский за подаренный нам праздник, а шероховатости и неточности будут и были всегда, но я считаю, что в этом и есть профессионализм: видеть свои ошибки, уметь их правильно оценить и … обыграть.

Константин Франк.